Вторник, 17.10.2017, 03:49

Категории раздела
статьи [22]
ЗДОРОВЬЕ КРЫМЧАН [3]
ПСИХИАТРИЯ [3]
Обмен опытом [10]
Нормативно-директивні документи МОЗ України [2]
Психотерапия [3]
Наркология [2]
КНИГИ [1]
Наш опрос
Как Вы считаете, насколько хорошо оказывается психиатрическая помощь в Украине?
Всего ответов: 142
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Логин:
Пароль:
  • МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УКРАИНЫ
  • Министерство здравоохранения АР КРЫМ
  • Управление здравоохранения Ялтинского городского совета
  • ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ГОРОДА ЯЛТА
  • Medical book
    cкачать бесплатно
    медицинскую литературу
    Крымский Медицинский Форум
    Главная » Статьи » статьи

    РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УКРАИНЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ «БУЙНОГО» ПРАКТИЧЕСКОГО ВРАЧА

    На сегодня охрана здоровья нации, граждан Украины, находится на краю пропасти, и этот край становится все уже, а дальше - бездна, из которой невозможно выкарабкаться. Дабы не попасть в эту бездну и осторожно пройти по краю пропасти, срочно необходимы серьезные общегосударственные реанимационные мероприятия, иначе - смерть.

    Расскажу вам о некоторых замечаниях и своем видении в сфере охраны здоровья с точки зрения практического врача - не профессора, не кандидата или доктора медицинских наук, обыкновенного врача «советского образца», которых становится все меньше и меньше.

     

    В ряде предложений по реформированию здравоохранения красной чертой просматривается и угадывается - за все надо платить.

    Однако эта формула неприемлема по той причине, что здоровье - товар высшего качества и оно не подлежит определению «торг уместен». Кроме того, авторы реформаторских предложений забывают, что существует Закон «Об охране здоровья» и ст. 49 Конституции Украины, которые никто еще не отменял. Авторы предложений о платной медицине либо просто не знают такого закона, либо делают вид, что не знают. А Закон подлежит исполнению, и все, от нищего до Президента, выполнять его обязаны.

    Те реформы в здравоохранении, которые декларируются и проводятся Кабинетом министров и Президентом, - капля в море. Реформы должны проводиться снизу доверху. На сегодня реформу, в том числе и в здравоохранении, проводит чиновник; но эту работу должен оценивать народ и определять КПД чиновника по тому, что внесено реального в решение проблемы, и в зависимости от этой оценки, чиновник должен получать зарплату.

    Непонятно, почему главный врач назначается сверху, почему его не избирает коллектив? Этот главный врач, обязательно получив себе звание «за­служенного», работает на должности до смерти. Искореняется подобное весьма просто: врач на должность «главный врач» должен избираться только коллективом и только на конкурсной основе, закрытым тайным голосованием и только из практикующих врачей, причем избираться только на пять лет, не более. Больший срок грозит «обрастанием» знакомствами, ростом коррупции, и, что самое главное, это то место, где можно «урвать» из бюджета. Вот в чем причина, что реформы «не идут и наталкиваются на упорное сопротивление на местах».

    И пока мы сами, на местах этого не решим демократическим путем, улучшения здоровья нации не будет. По меткому, справедливому и сегодня, выражению В.А. Ющенко в 2002 году, когда он был премьером, «на сегодня у нас нет Министерства здравоохранения, а есть Министерство болезней». Очень обидно за нашу медицину, за наших истинных докторов от Бога. Это только они могут в удручающих условиях выполнять огромную работу. На Западе доктор точно знает, что получит достойную зарплату за свой труд, а у нас ст. 49 Конституции говорит одно, а делается - совсем другое. Сегодня труд медика в Украине практически рабский, а получение оплаты по труду называется просто - коррупция, и породил ее чиновник, которому почему-то дано право решать, как поступать со здоровьем своего кормильца-налогоплательщика. Выделенный для здравоохранения бюджет просто теряется. Чиновник считал и считает, что только путем насилия над медиком можно добиться успеха, а это чревато ужесточением условий рабского труда медиков. Когда-нибудь врачам это рабство надоест, и они восстанут, хочет того чиновник или нет.

    Вокруг украинского здравоохранения выткана паутина из множества мифов, которая мешает увидеть трещины и разрушения в здании охраны здоровья. Среди них:

    - миф о прозрачности системы Министерства охраны здоровья;

    - миф о бесплатной доступности (согласно Конституции) медицинской помощи;

    - миф о недостаточности финансирования;

    - миф о контроле Министерством качества лечения;

    - миф о наказуемости медицинского персонала за ошибки, и другое.

    Здесь один выход: создание юридически независимого мультидисциплинарного совета, будь-то муниципального или областного, куда должны войти высококвалифицированные специалисты всех заинтересованных сторон, государства и общественности. Налогоплательщик должен знать, куда идут его кровные.

    Назрела крайняя необходимость создания экспертных комиссий по защите прав медицинских работников от произвола чиновников (а в отдельных случаях, и пациентов). Такая практика уже имеется в городе Николаеве, однако она не получила распро­странения по причине нежелания того же чиновника - такая комиссия, наделенная юридическими правами, сможет «перекрыть кислород» чиновнику. Особенно это дало бы пользу при разборе жалоб и заявлений, а Минздрав избавился бы от волокиты и решения ряда правовых вопросов.

     

    Медицина сегодня - самое слабое звено в государстве, через это звено проходят значительные теневые финансовые потоки. По существу идет открытая торговля здоровьем нации, что противоречит ст. 49 Конституции. Устанавливаются отдельные «таксы» на определенные платные услуги в медицине. Торговля здоровьем нации - кощунство.

    В статье 38 Основ законодательства по охране здоровья записано, что любой пациент имеет право свободного выбора врача, в статье 39 - право обратиться в любое государственное лечебное учреждение для оказания ему помощи, и никто не вправе ему отказать. Однако это лишь декларация. Потому что пациент «приписан только к этой поликлинике», в другую или «не в свое» учреждение - пожалуйста, но там необходимо уплатить «контрибуцию», да еще написать заявление на имя руководителя, чтобы он «разрешил» лечиться здесь, - что законом не преду­смотрено. Налицо грубое нарушение конституционных прав человека на оказание медицинской помощи, не говоря уже о ее качестве. В стране по этому вопросу издан ряд правовых документов, которые чиновник на месте просто игнорирует:

    - Постановление КМ №955 от 11.07.2002 г;

    - Постановление ВР №13 50-1V от 27.11.2003 г;

    - Указ Президента №1455/2003 от 17.12.2003 г;

    - Приказ МЗ Украины №62 от 07.02.2004 г.

    Во всем мире жизнь и здоровье человека ценятся значительно выше, чем в Украине. Там считают каждую потерянную жизнь, а у нас считают жизни миллионами: было - 52, стало - 47. Эти цифры криком кричат о необходимости срочных и серьезных мер для реанимации охраны здоровья. Если нет заботы о здоровье конкретного человека, следовательно, нет заботы о здоровье нации. Здесь уместно изречение Гиппократа: «Доктор - это существо особой касты, и все - от нищего до императора - должны постоянно помогать ему в том, чтоб он не был вынужден бороться за свой кусок хлеба».

    Однако на сегодня добросовестных врачей становится все меньше, что вызвано ситуацией «каждый сам за себя». По этой причине в повседневной жизни доктор имеет три лица - порядочного человека, ангела у постели больного и дьявола, когда он просит гонорар.

    Чиновником врач поставлен в жесткие рамки, а это побуждает доктора идти на недозволенные способы заработать себе и своей семье на пропитание. В одном из номеров газеты «Факты» была опубликована фотография, на которой запечатлено вручение чиновником известному футболисту автомобиля стоимостью 70 тыс. долларов. А теперь представьте себе на миг, что рядом бы поместили фото хирурга, который в неимоверных условиях,
    испы­тывая максимальное психо­­­­эмоциональное напряжение, спас больному жизнь, а чиновник от здравоохранения оплатил ему за четырехчасовую операцию 6 гривен 56 копеек. Когда этот же хирург обращается в парикмахерскую, за стрижку с него берут 15 гривен. Слесарь-сантехник за замену двухметровой трубы в квартире у того же хирурга за 2 часа работы за­требует 180 гривен. Это лишний раз свидетельствует о крайне низком рейтинге украинского доктора.

    Наш народ давно поставил диагноз медицине: она погрязла в коррупции. В украинском обществе возник парадокс относительно оценки труда доктора, который во все времена и сейчас в цивилизованных странах был и остается одним из самых почитаемых и высокооплачиваемых. Невольно задаешься вопросом, какие серьезные опасности ожидают общество и конкретного человека, если вдруг, скажем, прекратится футбольный матч или остановится работа какого-то весьма прибыльного предприятия? Неприятно, но не смертельно. А если некому будет своевременно и профессионально оказать помощь больному, страдающему гипертонией, опухолью, когда неминуем летальный исход?! И если, не дай Бог, такое заболевание возникает, нет человека, который в панике не хватался бы за доктора, способного вернуть ему здоровье. Доктор - это человек, на которого мы возлагаем все наши надежды, когда мы больны, и высылаем на него всех собак, когда мы здоровы, - к сожалению, доктор почти каждый день в такой ситуации.

    Заработная плата начинающего хирурга в областной больнице составляет 372 гривны, хирурга высшей категории - 520 гривен. Соответственно, один час работы этих врачей государством (понимай, чиновниками) оценивается в 3 гривны 21 копейку и 7 гривен 63 копейки!

     

    Любая операция является сложной и требует от врача определенного режима работы. По оценке Ассоциации хирургов Франции, по физической и психоэмоциональной напряженности работа хирурга в операционной сравнима с нагрузкой летчика-испытателя во время полета.

    Н.М. Амосов сказал: «Не надейтесь на медицину, она неплохо лечит многие болезни, но она не может сделать человека здоровым. Пока она даже не может научить человека, как стать здоровым; более того, бойтесь попасть в плен к врачам - порой они склонны преувеличивать слабости человека и могущество своей науки, создают у человека мнимые болезни и выдают мнимые векселя, которые не могут оплатить. Чтоб стать здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. К счастью, человек столь совершенен, что вернуть ему здоровье можно почти всегда. К сожалению, здоровье как важная цель встает перед человеком только тогда, когда смерть становится близкой реальностью».

    Все это создала «система», а выйти из нее весьма сложно. Доктору создали такие условия, чтобы он вписался в эту систему, и он обязан работать в таком режиме. У тебя найдут массу недоработок, тебя могут уволить с работы, и ни один суд не станет на твою сторону, ибо система есть система, здесь никуда не деться. Если мы созреем до того, чтобы оценивать качество помощи и лечения, администраторы органов здравоохранения будут стимулировать врачей к осмыслению своих решений и действий. Необходимо строго придерживаться принципов доказательной медицины: крайне осторожно и взвешенно относиться к принятию решений и оценке действий врача. Принципы доказательной медицины в стране отсутствуют, а порой о ней некоторые доктора даже и не знают.

    В последнее время упал интерес населения к медицине, которая устанавливает диагноз с помощью старых проверенных методов. Многим нравится, когда доктор направляет больного на ненужные и дорогостоящие обследования принудительного характера, а это стоит денег. У общества появилась необходимость во враче, который мог бы уберечь пациента от ненужных дорогостоящих медицинских услуг. Качества таких врачей-специалистов:

    - клиническое воспитание, которое сейчас встречается крайне редко;

    - отстаивание своих позиций в постановке диагноза;

    - врачебная культура и этика;

    - понимание соответствия меры обследования предполагаемому диагнозу и меры последующего вмешательства - адекватной обратимости патологического процесса;

    - видение пациента как больного человека, а не как «чека на продовольствие», с учетом его психики, социального статуса, семейного и общественного положения;

    - порядочность доктора (что крайне редко сейчас встречается).

    На сегодня не секрет и не новость, что «место кормит чиновника» и что все государственные должности в последнее время ценны, прежде всего, возможностью откорма, знакомствами и привилегиями. Система из «кармана в карман» отмывает за год 30 миллионов долларов. Эпоха дикого капитализма еще не окончилась. Однако главная проблема состоит в том, что растущая коррупция в здравоохранении - сигнал о неэффективности нынешней общественно-политической системы. За последние годы бюрократия подмяла под себя политику. Все руководители здравоохранения постоянно подтверждают это цифрами, которые не говорят о росте качества лечения. Тому пример - стремительно возрастающая смертность, особенно среди трудоспособного населения. Качество лечения снизилось почти до критической отметки по простой причине - «нужны деньги».

    Все имеющиеся в учреждениях здравоохранения вакансии строго контролируются высшими руководителями управлений охраны здоровья, и занять их можно только уплатив «контрибуцию». Вот с этого необходимо начинать. Принимать на работу должен только руководитель учреждения и только на конкурсной основе.

    Здоровье нации зависит еще и от того, каких мы готовим докторов. Качество их подготовки не внушает доверия! Пример из практики: молодой доктор-хирург окончил академию с отличием, во время операции аппендэктомии хирург спрашивает у ассистирующего молодого доктора: «Что это за мышца?» - «А что Вы мне здесь устроили экзамен?» Доктор был выдворен из операционной. На второй день оперирующий хирург получил «хорошую взбучку»: «Вы знаете, что это сын крупного начальника?». Доктор отстоял свои убеждения, но был переведен в другое учреждение. Стыдно и больно, что опытнейший хирург был так беспардонно обижен.

    Сам процесс обучения в медицин­ском вузе сводится к накоплению бюджета учебного заведения, и не более того. Многие окончившие вузы не могут трудоустроиться и идут в коммерческие структуры, а там что хочешь, то и делай: они полностью бесконтрольны.

    Еще одно звено, требующее срочной реорганизации - зачем такой стране, как Украина, 15 академических вузов? А сколько у нас кандидатов мед.наук и какая от них польза? Никакой. Получив диплом кандидата, кандидат наук так и остается кандидатом в науку, при этом получая доплату за «кандидатство».

    А если не платить им за степень? Это же огромная сумма, вот ее можно сократить и направить в нужное русло.

    Реформы требуют денег, но если рационально посчитать, то можно сократить расходы. Выход из любой ситуации возможен. Тому пример: медицина в Германии при Отто Бисмарке, её первом канцлере. Благодаря его настойчивости и истинному желанию помочь нации в сохранении здоровья был принят ряд законов, которые сформировали систему социального страхования. «Сильное государство требует здоровой нации», - говорил Бисмарк, призывая парламент своей страны принять соответствующий закон.

    В последующем в большинстве стран Европы были приняты подобные законы, а систему наименовали «системой Бисмарка». Согласно с ней, каждый владелец завода и фабрики ежемесячно вносит определенную сумму в страховую кассу, а если не внесет, будет оштрафован.

    На миг перенеситесь в наш «бундестаг», - это позорище, когда депутат получает от 18 до 20 тысяч гривен и требует еще; ему позволено все, он и его семья обеспечены на всю жизнь. Он испросил у своего народа разрешение на такие привилегии? Вот в чем корень зла!

    Почему доктор с большим опытом работы и стажем, спасший многие человеческие жизни, должен получать пенсию в 370 гривен, а бывшая уборщица из райкома партии приравнена к госслужащей и получает 580 грн.? Эта гнусная уравниловка всем изрядно надоела, анархия в стране укорачивает людям жизнь.

     

    Беда нашей медицины еще и в том, что сами врачи чрезвычайно инертны - настоящих «буйных» мало, а другие, по большому счету, на сопротивление не способны. Чиновники от здравоохранения во всеуслышание заявляют, что нет финансирования. Это просто абсурд! Деньги есть, но они не доходят до простого обывателя, а «застревают» на пути следования в точках «отмывания», ибо чиновнику это выгодно. Пока чиновник не повернется лицом к своему кормильцу - налогоплательщику, так и будем топтаться на месте.

    О каком здоровье нации можно говорить, если Минздрав спустил указания на места, т.е. создал «план оздоровления нации» - вдумайтесь! - о том, что от инфаркта миокарда до часа Х должны умереть столько-то людей, от гипертонии - столько-то. Снизойти до такого кощунства не додумалась ни одна страна в мире! И это при том, что ВОЗ прогнозирует увеличение смертности в Украине в ближайшие 10 лет до 40%, - что сегодня видно и без прогноза.

     

    Децентрализация в медицине крайне необходима, и с нее надо начинать реформу в здравоохранении, все полномочия передать на муниципальный уровень, дабы выбить почву из-под ног у чиновника и коррупции, тогда исчезнут перекосы в планировании, повысится активность на местах. Нужен жесткий контроль как со стороны общественности, так и со стороны медиков.

     

    Итак, подвожу итог - в чем по моему мнению, «буйного» практикующего врача,  должно состоять реформирование украинского здравоохранения:

    - реформы должны проводиться немедленно и рационально, не прибегая к крайности, соразмерно;

    - срочная децентрализация;

    - избрание руководителей медицин­ских учреждений только в коллективе, тайным голосованием и на срок не более 5 лет;

    - прием на работу медработников на конкурсной основе, будь то врач или медсестра;

    - создание медицинских правовых центров и экспертных комиссий при них.

     

    Григорий Добров




    Источник: http://www.the-persons.com.ua/news/doktor/2568/
    Категория: статьи | Добавил: psydocivan (17.02.2011)
    Просмотров: 1258 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    GISMETEO: Погода по г.Ялта GISMETEO: Погода по г.Симферополь
    Поиск
    Полезные ссылки
  • Закон України "Про психіатричну допомогу"
  • ЗДОРОВЬЕ УКРАИНЫ
  • Нейро News: психоневрология и нейропсихиатрия
  • Украинский союз психотерапевтов
  • Психиатрия и психофармакотерапия
  • Компендиум - лекарственные препараты
  • Обзор современной психиатрии
  • Шизофрения
  • Независимый психиатрический журнал
  • Нормативно-директивнi документи МОЗ Украiни
  • Детская психиатрия
  • Научный центр психического здоровья РАМН
  • Сабурова дача
  • Институт неврологии, психиатрии и наркологии
  • Новости украинской психиатрии
  • Российская Психотерапевтическая Ассоциация Санкт-Петербургское региональное отделение
  • Крымский медицинский форум
  • Крымский Центр Гештальт-Терапии
  • Крымская Республиканская Ячейка Всеукраинской общественной организации инвалидов потребителей психиатрической помощи «ЮЗЭР»
  • Определение количества сайтов, пройденных пользователем до попадания на данную страницу
    Артем Петрусенко © 2017 Хостинг от uCoz