Поселок Голубой Залив Ялтинского
района, бывшая деревня Лимены, расположен выше шоссе Ялта - Севастополь, на склонах р. Лименки,
отделен от Симеизкой долины Лименским хребтом.
Хребет заканчивается у моря горой Кошка высотой более 250 м. Название горы появилось не ранее второй половины XIX столетия. До этого в татарской топонимике гора носила имя укрепления на его вершине -
Лимена - Кале. Это название крепости - замка
ХШ-ХV
вв. имеет смешанное греко-татарское происхождение и означает «Крепость у залива» или «Крепость у
гавани» (Фирсов Л.В., 1990. С. 288-297).
Долина р. Лименки была заселена с
глубокой древности. Здесь были обнаружены памятники таврской культуры (IХ-II вв. до н.э.), фрагменты керамики
позднеантичного времени (II - III вв.), средневековые древности (VIII - ХV вв.).
Самые ранние археологические памятники относятся к
культуре тавров. К северу от
укрепления Лимена - Кале на Лименском хребте (т.н. Обсерваторской горке) расположен один из крупных таврских некрополей Южного
берега Крыма. Могильник известен с конца XIX
в. Здесь были проведены раскопки Н.И. Лыжиным (1890 г.), А.Л. Бертье -
Делагардом (1904 г.), Н.И. Репниковым (1906 г.), А.М. Васнецовым (1907 г.).
Таврский некрополь VI - V
вв. до н.э. насчитывает 42 погребальных сооружений ввиде каменных ящиков. Эти погребения представляют собой
конструкцию из 4 болыпих плит известняка поставленных на ребро и
углубленных в землю. Они перекрыты пятой покровной
плитой. Ящики расположены рядами, окружены прямоугольной или колцевой оградой. В каменных ящиках найдены бронзовые
браслеты, восьмеркообразные бляшки, раковины
каури, двухлопастыые и броызовые трехгранные наконечники стрел (Крис Х.И., 1981. С. 36.57)
Выше от таврского могильника на г.
Кошка по склону Лименского хребта в 1981 г. экспедицией Ялтинского краеведческого музея под рук.
Н.Г. Новиченковой был выявлен культурный слой с фрагментами таврской лепной керамики (Новиченкова
Н.Г., 1982).
Еще
один археологический памятник расположен на Лименском хребте - это так
называемый «алано-готский» некрополь VI - IX вв. Он находится в 0,5 км к востоку от поселка у дороги на обсерваторию. Некрополь
известен с XIX в. (Репников Н.И., 1935. С. 197) был исследован в 1987-1988, 1990 гг. Симеизским отрядом Крымской
постояннодействующей охранно-археологической экспедицией управления культуры Крымоблисполкома (рук. К.К. Орлов,
В.Н. Надикта), Южнобережной экспедицией ИА АН УССР (рук. В.А. Сидоренко) и Ялтинским историческим
музеем (рук. Н.Г. Новиченкова).
Открыто более 100 погребальных сооружений - склепы,
подбойные могилы. Обнаружен богатый погребальный инвентарь.
Большое количество подъемного
материала найденного в Лименской долине относится к эпохи средневековья. На полях, проселочных
дорогах можно увидеть россыпи средневековой керамики: фрагменты черепицы, обломки пифосов - больших
глиняных бочек, осколки
амфор, столовой и кухонной посуды VIII-ХV вв.
Здесь в долине в 1965-1969 гг. были
проведены масштабные разведочные работы Отделом
античной и средневековой археологии Крыма ИА АН УССР под рук. О.И. Домбровского в связи со строительством шоссейной
дороги Ялта - Севастополь. Экспедицией
обнаружено поселение ХII-ХIV вв. с остатками небольших построек, искусственных террас. Поселение расположенное на левом
берегу р. Лименка, на юго-западном
склоне одного из юго-западных отрогов Лименского хребта (на восточной окраине п. Голубой Залив), Среди
подъемного материала встречается и керамика XVI-XVII вв. (Махнева О.А., 1968. С. 56;
Домбровский О.И., 1974. С. 31)
Здесь же, но в 2004 г. Алуштинским
отрядом Горно-Крымской экспедиции КФ ИА НАН Украины (рук. И.Б. Тесленко) обнаружен культурный
слой середины II
-начала III вв. н.э. Исследователи считают, что
в это время на левом берегу реки Лименки располагалось поселение, остатки которого были уничтожены
в средневековое время (Тесленко
И.Б., Лысенко А.В., 2005. С. 296).
Древности Лименской долины привлекали
внимание путешественников, краеведов,
исследователей с XIX в. (Кеппен П.,1837. С. 14; Кн. Е. Горчакова, 1883. С. 108; Безчинский А., 1901; Кузъменко В.М., 1913. С. 50; Мальгин
А.В., 1994. С. 156). В этих ранних источниках упоминается урочище Килица, где
имеется святой источник Ай-Ян (Аян
Чешме) (Кеппен П.,1837. С. 14). В начале XX века источник был расположен в имении госпожи Македонской, среди
виноградной плантации (Фото 3). Вокруг источника росли тополя и высокие деревья, на которых
висели иконы. По преданию этот источник вытекал из-под алтаря стоящего здесь когда-то средневекового
храма во имя Св. Иоанна. (Кузъменко В.М., 1913. С. 50). Подобный храм сооруженный так же в честь Св. Иоанна (Иоанна Предтечи) из-под алтаря,
которого вытекал источник, известен в Массандре. По данным 1783г., приведенным
А.Скальским, в 1840г. массандровский храм представлял собой «небольшую хижину» (Палъчикова
А.П.,2002. С. 13). Судя по описанию, храмы, как в Массандре так и в Голубом Заливе
представляли собой широко распространенный на Южном Берегу Крыма тип средневекового сельского
однонефного и одноапсидного храма датируемого приблизительно Х-ХV вв. Ниже источника при закладке виноградника былиобнаружены остатки какого-то
«очень древнего и любопытного кладбища»
(Кя.Е. Горчакова, 1883. С. 108).
Что касается источника Ай - Ян в Лименах, сохранилось
интересное свидетельство о его целебных
свойствах. Вот что, пишет В.М. Кузьменко в 1913 г. в своей книге -
«Новый Симеиз и его окрестности на Южном берегу Крыма»: «Источник этот очень
почитается окрестными жителями, а особенно татарами, которые, например, в
случае заболевания кого - либо в семье, приносят сюда лоскут от белья больного
и прикрепляют его с молитвою к одной из ветвей растущих вокруг источника деревьев
и висит он здесь во все время болезни
собственника его...» (Кузьменко В.М., 1913. С. 50).
Сейчас на территории имения госпожи
Македонской находится стационар
психоневрологического отделения ЯБПО№1. Ниже построек стационара видны: искусственные террасы с
остатками крепил, сложенных из бутового камня;
заросшие следы старых дорог, ведущих к источнику. Источник каптирован, вокруг него сохранились остатки старых деревьев,
среди которых есть и тополя. Ниже
источника, вероятно, где когда-то были виноградники расположен персиковый
сад, принадлежавший НПАО «Массандра».
Здесь на распаханном поле в большом количестве на
поверхности встречаются фрагменты керамики: черепицы, пифосов, амфор VIII-Х вв.
Литература
Кеппен П. О древностях Южного берега
Крыма и гор Таврических. СПб. 1837. С.14
Кн. Е. Горчакова. Воспоминания о Крыме. Москеа, 1883.
1частъ. С. 108
Безчинский А..ПутеводительпоКрыму.М., 1901
Кузъменко В.М.
Новый -Симеиз и его окрестности на Южном берегу Крыма. М., 1913. С.50
Репников Н.И.Археологические
памятники.//ИГАИМК (Известия Государственной академии истории материальной
культуры) , вып. 109.1935. С. 197. № 19
Махнева О.А. Средневековые памятники на
побережье от Ласпи до Голубого Залша//Археологические
исследования на Украине в 1967 г. Киее, 1968. С. 56
Якобсон А.Л.
Раннесредневековые сельские поселения юго-западной Таврики // МИА № 168, 1970. С. 22,
№ 45.
Домбровский О.И.
Средневековые поселения и «Исары» Крымского южнобережья//
Феодалъная Таврика, 1974.С.31
Крис
Х.И. Кизил-кобинская культура и тавры //САИ-ДI- 7, 1981. С.36,57
Новиченкова Н.Г. Отчет об
археологических исследованиях средневекового памятника у Ливадийской больницы в 1981 г. - Ялта, 1982.
Архив ЯИЛМ. Оп. №Ф, Ед. хр.
№143
Фирсов Л.В. Исары: Очерки истории средневековых крепостей
Южного берега Крыма. Новосибирск, 1990. С.
288-297
Мальгин А.В. Из наследия А. Л. Берть-Делагарда.
Ведомость христианского населения,
вышедшего из городов и деревень Крыма е 1778 году, и оставшихся после него старых церквей е Крыму. 1901год, Ялта // Крымский
музей. 1994. № 1 С.156
Палъчикова
А.П. Первые православные храмы на Южном Берегу Крыма (после присоединения Крыма к России. 20-40-е гг. XIXвека) // Христианство на Южном Берегу Крыма. Материалы Крымской научно-практической конференции
(24 ноября 2000 г.). Ялта, 2002.
Тесленко И.Б., Лысенко А,В.
Археологические разведки на территории Ялтинского горсовета в 2004
г.//Археологические исследования в Украине 2003-2004 гг. Вып. 7. Киев: ИА
НАНУкраины: Запорожье: Дикое Поле, 2005. С. 296
Морозова Е.П. Земли улыбка, радость
неба. Путеводитель по православным святыням южного побережья Тавриды. Симферополь: Бизнес - Информ, 2006.
С. 252
Автор-составитель
справки
старший научный
сотрудник отдела фондов Ялтинского историко-литературного музея Турова Наталья
Петровна