Поэтому лучше, если Вы будете разбираться, какая психотерапия имеется
в виду, и кто перед Вами - психолог или психиатр. Сразу хочу
оговориться, что на качество оказываемой помощи это может и не повлиять.
Изначально в нашей стране было принято по умолчанию, что психотерапия
- это воздействие психологическими средствами (или просто беседой) на
больного человека. Имеется в виду человек, который страдает не только
психическими заболеваниями, но и как дополнительная помощь при любом
другом заболевании физиологического характера. Поэтому психотерапевтами
могли работать исключительно врачи-психиатры, как наиболее компетентные в
понимании человеческой души. Для получения звания психотерапевта
врач-психиатр отправлялся повышать квалификацию на специальных курсах.
Как правило - не очень длительных.
В то время, как психотерапевтов на Западе и в Европе готовят в
течение 7 лет! И это уже после получения основного диплома врача или
психолога.
Поэтому смотрите, если Вы пришли в поликлинику и отправились к
психотерапевту, имейте в виду, что Вас, встретит врач-психиатр. А вот
какая у него квалификация, двухнедельные курсы или несколько лет
специальной учебы - это предстоит выяснить именно вам.
Почему это важно? Потому что психиатр, прошедший лишь курсы, которого
в институте учили работать как психиатра, относится к своим клиентам
совершенно иначе, чем квалифицированный психотерапевт, подготовка
которого длилась несколько лет! Начать с того, что Вы с порога будете не
клиентом, а пациентом, что автоматически наводит на мысль о
патологии...
Для иллюстрации я хочу привести Вам отрывок из статьи Х.Г. Попе,
доктора медицины, обучающего психоаналитика Немецкого
психоаналитического общества, экс-президента Немецкой ассоциации
группового анализа:
«Я не знаю, как те из вас, кто является психиатрами или
имеют психиатрический опыт обучались своему ремеслу. Когда я изучал
психиатрию (а ориентирован я был на феноменологию и биологию), я
приходил к пациентам с блокнотом и проводил опрос по заученной схеме,
соответствующей данному конкретному случаю. Я спрашивал их о симптомах, о
ранее перенесенных заболеваниях, семейном анамнезе, делал
психопатологическое заключение, а затем ставил диагноз. И в основном это
заканчивалось тем, что пациенту выписывались различные медикаменты.
Беседы с пациентами рассматривались как нечто несущественное, а иногда и
как помехи в процессе выздоровления, особенно, в случаях с
психотическими пациентами. Так было и так, отчасти, все еще есть. В
классической психиатрии все еще существует четкое разделение между
знанием (активностью) врача или терапевта и пассивной (несведущей) ролью
пациента.
Психотерапия противопоставляет этому совершенно иную форму
диагностики, а именно встречи. Исходя из того, что переживание и
поведение являются в большей степени бессознательными, неподвластными
прямому доступу, можно сделать вывод, что терапевт вначале также
несведущ, что он, также как и пациент, не может понять, что означает тот
или иной симптом. Возьмем, к примеру, страх воспользоваться лифтом -
клаустрофобию. В этом случае мы стоим перед загадкой, почему в
определенный момент жизни у пациента развился этот симптом и какой это
имеет смысл. Как говорят пациенты, сами они считают эту неспособность
находиться в закрытом помещении нелепой, но ничего не могут с этим
поделать.
Иная позиция терапевта - быть несведущим - в противоположность
канонам классической медицины, в активном сотрудничестве со стороны
пациента означают смену парадигмы. По моему мнению, это является одной
из причин, почему между классической медициной, психиатрией,
психотерапией и психоанализом существуют столь сильное эмоциональное
напряжение. Под вопрос ставится основополагающая установка, позиция
врача, что приводит к неуверенности».
Другими словами, врач-психиатр всегда знает, что нужно делать с
пациентом после того, как поставлен диагноз. А психотерапевт исходит из
того, что он не знает, что с Вами происходит, но сделает все, чтобы
помочь Вам разобраться в этом самому.
Давайте подведем итоги. Условно существует две школы - медицинской и немедицинской психотерапии.
Психотерапевт медицинской школы - это врач (чаще всего психиатр),
получивший дополнительное образование по специальности психотерапия,
который одновременно с лечением «словом» имеет право выписывать своему
клиенту медицинские препараты, если в них возникает необходимость. Т.е.
такой психотерапевт может иметь дело как со здоровыми людьми, так и с
теми, у кого проявляется психическая патология.
Психотерапевт немедицинской школы - это не врач, а чаще всего
психолог, а иногда даже филолог или педагог, который получил
дополнительное образование психотерапевта. Такой специалист не имеет
права назначать медикаментозное лечение и может работать исключительно
со здоровыми людьми, не имеющими психопатологии. Для того, чтобы уметь
отличить норму от патологии, такой специалист обязан пройти
психиатрическую пропедевтику - получитьобязательный минимум знаний,
который позволит увидеть границы своей некомпетентности и вовремя
направить клиента к доктору, если возникнет необходимость.
Поэтому при знакомстве с психотерапевтом лучше выяснить - медик он
или нет, как долго он учился на психотерапевта после получения основного
диплома (2 недели или несколько лет), в русле какого направления он
практикует (психоанализ, гештальт, позитивная психотерапия и т.д.).
Помните, что вы вправе задать эти вопросы и каждый уважающий себя
специалист вам обязательно ответит на них и даст дополнительные
разъяснения.
Яна Лан
Метки: психиатрия, психология
|